Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Categories:

Истребительная Авиация ПВО

_____
"Тревога". Художник Корнеев Е. 1984__________________________"Перехватчики". Художник Окороков Б. 1965

_________
"Крылатые сыны отчизны". В. Псарёв (фрагмент)___________"Небо зовёт". Вяткин А. 1986


Авиация ПВО входила как род войск в состав ПВО вместе с
- ЗРВ (Зенитные ракетные войска) и
- РТВ (Радиотехнические войска).



Авиация ПВО страны вооружена истребительно-авиационными комплексами перехвата, включающими сверхзвуковые истребители-перехватчики с ракетным вооружением, которые способны перехватывать и уничтожать вражеские самолёты-носители ракет «воздух — земля» ещё до рубежа пуска ракет с самолётов.


В годы Первой мировой войны значительная часть ИА привлекалась для прикрытия крупных промышленных и административно-политических центров.
Выполнение ИА этих специфических задач и предопределило зарождение Авиации ПВО.

В 1916 в русский армии был сформирован отдельный авиационный дивизион в составе 3 истребительных авиационных отрядов (по 6 самолётов) для обороны Петрограда.

В соответствии с декретом о создании регулярной Красной Армии в начале 1918 стали формироваться первые авиационн отряды в Петрограде. В короткий срок было создано авиационное прикрытие из 19 истребителей.

Были сформированы истребительные авиационные отряды для обороны Москвы, Кронштадта и Тулы.
В 1925 принято специальное постановление об укреплении противовоздушной обороны объектов государственного значения и крупных городов.

В 1925—1930 на вооружение поступили первые отечественные самолёты-истребители И-2, И-3, И-4, И-5, вооруженные 7,62-мм пулемётами, имевшие скорость 220—280 км/ч, потолок до 7500 м.

В 1933—1939 Истребительная Авиация противовоздушной обороны имела самолёты И-15, И-15бис, И-153 и И-16 со скоростью полёта 370—490 км/ч, потолком до 10700 м, с 12,7-мм пулемётами, 20-мм пушками и реактивными снарядами РС-82.

С 1940 стали поступать истребители Як-1 и МиГ-3 со скоростями полёта 580 и 615 км/ч соответственно.

До Великой Отечественной войны и в начале войны все соединения и части ИА входили в состав военно-воздушных сил, при этом некоторые из них выделялись для выполнения задач противовоздушной обороны объектов страны.
Так, для прикрытия крупных городов в 1935 из военно-воздушных сил было выделено 29 эскадрилий (более 900 истребителей).

К началу войны имелось 40 истребительных авиаполков противовоздушной обороны, насчитывавших около 1500 самолётов.

Противовоздушную оборону Москвы обеспечивали 11 истребительных авиаполков (602 истребителя), Ленинграда — 9, Баку — 9, Киева — 4, Риги, Минска, Одессы, Кривого Рога, Тбилиси — по 1, Дальнего Востока — 2.
Все 40 авиаполков в январе 1942 из военно-воздушных сил были переданы в состав войск противовоздушной обороны, что означало создание нового рода войск, — Авиации Противовоздушной Обороны.

В годы Великой Отечественной войны Авиация ПВО СССР организационно состояла:
Воздушные истребительные армиии - корпуса - дивизии - полки.

Основные принципы боевого применения ИА противовоздушной обороны:
- массирование сил на главном направлени;
- централизация управления;
- чёткое взаимодействие с зенитной артиллерией;

Получила дальнейшее развитие тактика ведения групповых воздушных боёв составом авиаэскадрильи, авиаполка и нескольких полков в простых метеорологических условиях.
Успешно применялись действия авиаподразделений и частей из засад.
Начали использоваться радиолокационные станции для наведения истребителей в сложных метеорологических условиях .

Применение радиолокационных станций расширило возможности получения более точных данных о воздушной обстановке и обнаружения авиации противника на дальних подступах к обороняемым объектам.

Основной боевой единицей была пара истребителей, а основным способом боевых действий — вылет из положения дежурства на аэродроме.

Вместе с развитием тактики совершенствовались боевые порядки.
Получило дальнейшее развитие планирование воздушного боя.
В соответствии с замыслом боя определялись группы тактического назначения:
-ударная, прикрытия, отвлекающая и др..

За годы войны самолётный парк ИА противовоздушной обороны обновился полностью.

Истребители Лa-5, Як-3, Як-9, Ла-7. состоявшие на вооружении к концу войны, имели скорость полёта 600—720 км/ч и мощное пушечное вооружение.

Для послевоенного развития Авиации ПВО характерно оснащение её реактивными самолётами, дальнейшее совершенствование системы управления, а также развитие специальной и транспортной авиации.

В конце 40 х гг. Авиация ПВО вооружается реактивными истребителями МиГ-9, Як-15.

Подготовку лётных кадров для Авиации ПВО проводили в Армавирском и Ставропольском авиационных училищах.


Вознесенский Д. 1948 г.


Фото из архива Гладкова С.В.

В 50-е гг. МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25 с бортовыми радиолокационными приборами и управляемыми ракетами класса «воздух—воздух».


Из архива Плахотенко Н.Ф.


Укладываем парашюты на УТИ МиГ-15



В 60-е гг. в состав А. ПВО поступают сверхзвуковые истребители Су-9, Су-11, Су-15, Як-28П.



В последующие годы — новые поколения самолётов МиГ-25, МиГ-31, Су-27....


Фото из архива В. Козлова

Все фотографии из личного архива и сайта АВВАКУЛ ПВО
По материалам: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
Tags: аввакул, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments