Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Category:

На крыльях над Кологривом(с) или мир действительно тесен

Вижу в фэйсбуке комментарий от Олега Семеновича Полудо, на мой пост в фб про День железнодорожника в Шарье.
Короче нашёл еще одного пилота, летавшего на Ан-2 в шарьинском небе, да еще какого!
Ну и с Володей Махлисом, пилотом Ан-2 (он начинал у Олега Семеновича вторым пилотом), а ныне живущим в Торонто, теперь их связал.
Про Володю, вернее его воспоминания здесь

Олег Семенович Полудо первый самостоятельный полёт выполнил в 1955году на аэродроме Чертаново на самолёте Як-18.
"После азроклуба ВАШЛ гг.Каменка-Белинская на Як-11, а затем в 1956г Батайское ВАУЛ в 1957г на Миг-15.
Служба в ПВЩ до 1961г. и попытка быть лётчиком-испытателем окончилась 11летним перерывом.
Но в 1972 году я всё таки её закончил и много лет проработал в ГОСНИИГА.
" - вспоминает Олег Семенович у себя в фэйсбуке...



«Мир тесен»- так говорим мы, когда неожиданно встречаем давних знакомых там, где увидеть их никак не думали, или когда человек на другом конце страны оказывается родственником нашего близкого друга. Так произошло и со мной.
В одной из бесед с моим бывшим соседом по подъезду в Москве, уже после того как мы переехали в Кологрив, он вдруг сказал мне, что названия Кологрив и Мантурово ему о чем-то напоминают. Ну, напоминают и напоминают, с кем не бывает. И каково же было моё удивление, когда он, наконец, вспомнил.
Оказалось, что его отец когда-то давно работал в этих краях. Но что значит работал? Для ответа на этот вопрос надо знать, что отец моего соседа – лётчик.
Разрешите представить: полковник авиации, лётчик-истребитель, лётчик-испытатель, семикратный рекордсмен СССР и Мира по скороподъёмности и поднятию груза по высотам, Лауреат Государственной премии СССР за испытания ЯК-42, ветеран Аэрофлота – Олег Семёнович Полудо.
Для меня же он коллега моего отца по ГосНИИ ГА (институт гражданской авиации), с которым он проработал многие годы, отец одноклассника моего брата, и, как мы всегда его с уважением называли, просто Семёныч.
Когда я узнала, что Олег Семёнович летал в Кологрив, меня это очень воодушевило. Ещё бы, это было так давно, что многие здесь уже и не помнят. Но это было! Поэтому, в одну из поездок в Москву, я его навестила. Мы не виделись много лет – Олег Семёнович уже давно живет за городом, на природе, и мне очень хотелось расспросить его о том, как же это было.
Многих своих достижений и заслуг Олег Семёнович добился уже после Кологривского периода. На тот момент у него за плечами уже была служба в военной авиации лётчиком-истребителем и страстное желание стать испытателем гражданских самолётов. Для достижения своей цели он получил два высших образования и необходимое количество «налёта» на гражданских самолётах.
С 1966 года Олег Семёнович несколько лет работал в Костроме. Летал по всей области и не только. А в период с февраля по октябрь 1968 года он работал в Мантурово и совершал полёты по всему северо-востоку области. В том числе и в Кологрив.

Слушая рассказ Олега Семёновича, испытывала странное чувство: он говорил о том, что пассажиры, которых он перевозил, могли добираться из Кологрива, например, в Макарьев или Межу через посадку и стыковочный рейс в Мантурово. Говорил он об этом как об обычном пассажирском транспорте. Одно то, что за день случалось до 50 посадок – в Кологриве, Черменино и Понге – вызывает ощущение, что тогда, в конце шестидесятых, несмотря на отсутствие дорог, Кологрив с окрестными деревнями был ближе и доступней чем теперь.
- Весь полёт от Мантурова до Кологрива занимал 17 минут, а дальше и того меньше: 5 минут до Черменино и 3 минуты до Понги, - вспоминает с улыбкой Олег Семёнович. – Мы пока летели, за эти 17 минут успевали прослушать половину программы «Опять 25» по «Маяку».



Летала в Кологрив машина Ан-2, грузопассажирский самолёт на 12 мест. Салон был оборудован 12 креслами или лавками вдоль стен. Экипаж состоял из двух пилотов. По словам опытного лётчика, Ан-2 – самолёт очень надёжный, при этом простой и неприхотливый, легко может сесть на любой клочок земли и также легко взлететь. Было расписание рейсов, но из-за отсутствия дорог иногда приходилось осуществлять и незапланированные полёты.
Рейсы были разные. Олег Семёнович специально заглянул в карту, чтобы вспомнить по каким направлениям тогда перевозили пассажиров. Бывали, но реже, рейсы из Мантурова в Никольское, в Вохму, Талицу. Позже открыли рейс Мантурово – Горький.
- После таких коротких перелётов из Манутрова в Кологрив, этот рейс, когда лететь нужно было час десять минут, уже воспринимался как «трансатлантический», - шутит Олег Семёнович, который спустя годы испытательной работы, облетел весь мир, будучи командиром воздушного судна Ил-86.
Представляя себе такой плотный график работы, мне стало интересно, выпадала ли возможность лётчикам побывать в самом Кологриве, а не только на аэродроме? Оказалось что да.
- Когда случались вынужденные перерывы в полётах из-за плохой погоды или технических неполадок, мы могли пойти в город, - вспоминает лётчик. – Всё же историческое место, интересно было. И люди замечательные в ваших краях.
О людях Олег Семёнович упомянул не случайно. В то время, когда он работал в Мантурово, он жил там со своей семьёй: женой Натальей и маленьким сыном Олегом, которому на момент переезда не было ещё и года. Именно он – Олег Олегович – и рассказал мне о том, что Семёныч летал в Кологрив. Думаю, не стоит объяснять, каково переезжать и обустраиваться в незнакомом месте с малышом на руках. Отзывчивость и открытость местных жителей сослужили добрую службу молодой семье. Но удивительные качества здешних людей проявлялись не только в быту.
- В основном мы общались с людьми во время полёта. Ситуации бывали разные. Частенько кто-то из ребят лесорубов скажет: «Лётчик, катани-ка нас!» - вспоминает один из забавных случаев Олег Семёнович. – Мы сначала не поняли, что это значит. Оказалось, им когда-то понравилась отрицательная перегрузка, когда они подлетали под потолок, хоть и пристёгнуты все были обязательно. Но, видимо, это чувство им особенно нравилось, потому что объясняли они свою просьбу восторженными жестами и нелепыми звуками. И когда я их просьбу выполнял, эти здоровые мужики-лесорубы радовались как малые дети!
Ага, подумала я про себя, знали бы они, что их везёт лётчик – истребитель, мечтающий стать испытателем. Как объяснил Олег Семёнович, «болтанка», которая так впечатлила пассажиров, происходит по причине неравномерного прогрева земли. Подстилающая поверхность разная: пашня, лес, поляна... Прогревается всё по-разному, и термические потоки, поднимающиеся от земли вверх тоже разные. Человек ощущает прохождение этих потоков как попадание «в яму». Такие моменты случаются, и справится с ними и удержать машину – задача пилота. А вот исполнить такой «прыжок» в условиях нормального полёта – это уже «аттракцион».
Летали над Кологривом на высоте 150-200 м и, по словам моего собеседника, это и есть настоящий полёт, потому что авиация – это пока пилот ведёт машину над землёй, пока самолёт не зашёл в облака, где можно ориентироваться только по приборам.
- Когда летишь над тайгой, особенно осенью, к которой я прежде относился как к унылой и слякотной погоде, все краски настолько сочные под тобой мелькают, это так красиво, что поневоле художником станешь! – говорит Олег Семёнович.
И не только художником. Пролетая много-много раз над местностью, пилот запоминал каждое дерево и мог «идти по берёзкам», в случае неблагоприятных условий, когда приходится вести самолёт только визуально. Тем более возможности Ан-2 позволяли.
Для малой авиации, для местных линий этот самолёт самый подходящий, просто незаменимый, обладающий многими возможностями. Как опытный лётчик, как человек, посвятивший всю свою жизнь авиации, Олег Семёнович убеждён, что малая авиация стране необходима и возрождать её нужно. А, главное, наши люди могут это сделать. Что же касается людей, живущих здесь, на северо-востоке костромской области, к этим людям у заслуженного лётчика особое отношение:
- Если бы сейчас открыли там снова авиалинию и дали мне самолёт, я бы согласился летать и перевозить людей бесплатно!
В этом году у Олега Семёновича будет юбилей – 80 лет. Большую часть своей жизни он проработал в гражданской авиации, испытывая самолёты отечественного авиапрома, перевозя пассажиров по всей стране и по всему миру. Он является ветераном Аэрофлота - одной из старейших авиакомпаний в мире, которая была полностью государственным предприятием в советские времена. В этом году Аэрофлоту исполняется 95 лет. По традиции этот праздник отмечается каждое второе воскресенье февраля.
Эта статья посвящается людям, которые совершали прорыв в науку и в небо. Тем, кто рискуя жизнью, брал на себя ответственность за жизни других людей. Она посвящается Олегу Семёновичу Полудо – замечательному человеку, высочайшему профессионалу, авиатору. А ещё, я посвящаю эту статью светлой памяти моего отца – Олика Юрия Бениаминовича, который также посвятил всю свою жизнь небу, долгие годы был товарищем и коллегой Олега Семёновича.



***
Хочу поблагодарить Кологривский краеведческий музей им.Г.А.Ладыженского за уникальные архивные фотографии кологривского аэропорта, которые они предоставили редакции "КК" для иллюстрации этой статьи".

Автор статьи: Елена Олик.
Tags: история авиации, шарья
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Убийца Билли и царь Спарты

    Почти все самолёты американской "391st Expeditionary Fighter Squadron" имеют свои разрисованные носы. Этих двух я встретил на авиашоу Лондон (Канада)…

  • Светлячок, бросающий бомбы

    Fairey Firefly – двухместный палубный истребитель (штурмовик, разведчик) эпохи второй мировой. Был разработан и построен британской авиастроительной…

  • Мои кубинские рассветы

    Привет, друзья! Вернулся с Кубы, где грелся на солнышке и плескался в океане 14 дней. Вода была мутноватой, однообразие еды поднадоело, комната пахла…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments