ШАРЬЯ
(сокращенный вариант)
ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Постановлением ГКО от 23 мая 1944 г. и приказом народного
комиссара по стороительству от 2 сентября 1945 организовался
трест "Индустрой-4" в г. Шарье, в подчинении которого находились Вохомский, Пыщугский и Шарьинский стройлеспромхозы,контора снабжения и жилищно-коммунальная контора в г. Шарье.
В списке важнейших обьектов на 1 квартал 1946 г. значился домостроительный комбинат в Шарье.
С 8 мая 1947 г. деревообрабатывающий завод начал производить комплексно-каркасные дома, потолочные щиты и товарные материалы.
В 1961 г. вступила в строй ТЭЦ-1 мощностью 3000 киловатт, работающая на древесных отходах, несколько позднее стала давать ток городская ТЭЦ на 12,5 тыс квт., работающая на торфе и мазуте, затем ТЭЦ-3.
В 1966 г. в Шарье вступила в строй автоматическая телефонная станция.
Росло население Шарьи.
В 1917 г. оно составляло немногим более 2 тысяч.
В 1940 г. - около 12 тысяч.
В 1950 г. - 20 тысяч.
В 1967 г. - 38 тысяч.
В 1958 г. на северо-западном углу сквера "Северный" сооружен памятник В.И. Ленину.
Скульптура отлита на Мытищинском заводе цветного литья.
Постамент был изготовлен на месте.
Самая большая улица города Театральная была переименована в улицу Ленина.
ШАРЬЯ СЕГОДНЯ (год выхода книги 1990)
Утвержден песпективный план развития Шарьи до конца второго тысячилетия.
Проектировщики исходили из того, что Шарья будет и впредь центром всего северо-востока Костромской области с развитыми деревообрабатывающими предприятиями.
В Шарье планируется комплекс предприятий для нужд сельского хозяйства.
Шарья становится крупным транпортным центром: железнодорожный узел, речной порт, авиацтонный порт, автомобильный узел на республиканской дороге.
Население города достигнет 100 тысяч человек, значит потребуется большое жилищное строительство. Предусмотрено строить ввысь, т.е. дома в 9 этажей.
Проектом намечено благоустроить две центральные магистрали - улицу Октябрьскую и Солнечную.
На месте пересечения Солнечной ул. с Орджоникидзе планируется центральная площадь.
Улица Солнечная пересечет реку Шолешку по широкой плотине и вйдетк реке Ветлуга, побережье превратится в зону отдыха.
Запруда на Шолешке образует бассейн на окраинах городского парка...
Ремонтно-механический завод, выросший на базе центральных рем. мастерских, многие годы проводил кап. ремонт тракторов.
и другой техники леспромхоза.
В 1974 году завод перешел в обьединение "Союзлесреммаш" Минлесдревпрома СССР.
В этом году все участки работали на экспериментальный цех,из
которого вырос участок изготовления новой продукции, где выпускают осмолопогрузчики, воздухонагреватели, кузова-самосвалы к трактору.
Тракторный погрузчик ТПО, созданный здесь, на ВДНХ удостоен серебряной медали, мастер В.А. Радченко получил серебряную медаль.
Завод освоил производство водополивных машин, которые используются для строителства и содержания ледяных дорог.
В комплекс предприятий, базирующихся на лесе, входят еще сплавная контора, лесхозы и мебельная фабрика.
На 300 километровой трассе сплавной конторы работает 1300 человек.
Речной флот состоит из 56 единиц (катера, баржи).
На хорошем счету у потребителей Шарьинской мебельной фабрики были стулья и кресла. Они отправлялись в Кострому, Иваново, Ярославль, Новосибирск.
На выставке мебели в Иваново шарьинский гнутоклееный стул был признан одним из лучших.
Швейная фабрика выпускает женские халаты и платья.
Изделия шарьинской фабрики известны в 10 городах области и в некоторых развивающихся странах Африки.
В 1967 г. появилась фабрика индивидуального пошива.
Первый цех хлебозавода построен в 1960 году.
Свыше двухсот предприятий отправляет и получает грузы на нашей станции. Летом через Шарью проходит до 27 пар пассажирских поездов, причем с введением электрической тяги составы удлинились на 4-5 вагонов.
Ежегодно в Шарье оформляется свыше полумиллиона билетов.
Посторен цех для ремонта двигателей тепловозов для всей Северной Дороги.
Энергоучасток на ж.д. создан в сентябре 1969 г.
Автопредприятие в Шарье основано в 1954 году.
Автобусы ходят по 8 пригородным и 6 круглогодовым городским маршрутам.
Кадры шоферов готовятся в автомобильной школе, которая создана при предприятии, а так-же в автомотоклубе, при городском ДОСААФ.
Всего в Шарье и в районе по состоянию на 1 января 1985 г. имелось свыше двух тысяч автомобилей всех марок. В личной собственности шарьинцев - тоже около до двух тысяч легковых авто.
Через аэропорт идет поток пассажиров и грузов в северо-восточные райцентры области - Павино, Пыщуг, Боговарово, Вохму, а также в Горький и Кострому.
На рубеже 70-80-х годов район начал терять темпы движенния вперед. Спад продолжался всю 11-ю пятилетку...
Система народного образования в Шарье включает 35 общеобразовательных школ, два ГПТУ, три средних специальных
учебных заведения (Совхоз-техникум, педучилище и медучилище)
На этом я заканчиваю кратчайший конспект книги, тиражем 5000 экз.
Спасибо автору В.Я Гущину.