Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Categories:

"Четвертной дуэли" 200 лет

24 ноября 1817 года Петербург был потрясен т.н. "дуэлью четверых". Дуэль произошла из-за 18-летней балерины Авдотьи Истоминой, которая до этого два года жила на квартире кавалергарда графа В. Шереметева, а потом вдруг переехала на некоторое время к камер-юнкеру Завадовскому. Взбешенный изменой возлюбленной, Шереметев вызвал Завадовского на поединок, а известный дуэлянт (впоследствии декабрист) А. Якубович бросил вызов приятелю Завадовского - А.С. Грибоедову, обвинив того в сводничестве. Первая часть дуэли (Шереметев - Завадовский) закончилась смертельным ранением Шереметева; позже, уже на Кавказе, Якубович ранил Грибоедова в руку(с).



Так как история имела трагический финал, а дуэли запрещены, все могли быть серьезно наказаны, потому ее участники в своих показаниях утаили правду. Их последующие рассказы больше походили на легенду, потому мы имеем лишь результат - убитого Шереметева и можем только гадать, принимая на веру любую из противоречивых версий, что же послужило поводом для второго поединка между школьными товарищами Якубовичем и Грибоедовым - главных лиц всей этой истории. В тот день она не состоялась из-за смертельного ранения кавалергарда и была перенесена.
Якубовича в наказание перевели на Кавказ, но когда там через год оказался и Грибоедов, то он сразу же, едва ступив на порог тифлисской гостиницы, получил вызов.
В новом поединке жертв не было, но у Грибоедова оказалась прострелена левая ладонь. Несгибавшийся после этого случая мизинец позволил потом опознать его обезображенное тело, когда русский дипломат Грибоедов будет убит в Тегеране ворвавшейся в посольство разъяренной толпой.
И явным отголоском той дуэльной истории стало грибоедовское суждение о женщинах:
«Женщины сносны только в глазах влюбленных. Будь моя воля, я снова бы запер их в горнице. В свете от них только суетность. Они - причина всех глупостей!»(с).


Портрет Авдотьи Ильиничны Истоминой. Музей Пушкина.

Одна из наиболее талантливых учениц знаменитого балетмейстера Шарля-Луи Дидло, воспетая Пушкиным в «Евгении Онегине». Наибольшим успехом Истомина пользовалась в балетах «Зефир и Флора», «Африканский лев» (1818), «Калиф Багдадский», «Евтимий и Евхариса», «Роланд и Моргана», «Лиза и Колен» (1820), «Лелия Нарбонская» и др.
Современники не увидели после кровавой дуэли особых перемен в характере Дуни: она была по-прежнему кокетлива и игрива. Но короток век балерины тех времен. Дидло, рассорившись с театральным начальством, ушел в отставку, а с ним кончился триумф и Истоминой. У нее было все меньше заглавных ролей, она толстела и выступала все хуже - да так, что ей понизили жалование. Истомина все чаще избирала для себя амплуа мимической актрисы, но прежнего восторга зала уже не вызывала. Под конец ей даже не устроили балетного бенефиса: она уже не могла летать над сценой и, не мудрствуя лукаво, сплясала перед зрителями русскую. В 1836 году указом Николая I ее уволили из театра.
"Я видела Истомину, - писала Авдотья Панаева, - уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной..." Ей было всего 37 лет. После отставки Истомина дважды побывала замужем за малоизвестными актерами и в 1848 году умерла от холеры (с).

Tags: это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment