Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Category:

Про шарьинское небо

Только начало
Спустя четверть века пришло время оглянуться в прошлое Шарьи и найти в нем еще один повод для гордости. Уже второй год Шарья становится областной столицей празднования Дня работников леса. В городском парке собрана выставка лесозаготовительной техники, краеведческий музей подготовил экспозицию о работе лесной отрасли в нашем краю. И вот исторический разговор продолжен, а в городском парке установлен новый экспонат - легендарный самолет «АН-2». В музее приборы от этого самолета, а штурвал занимает самое почетное место. Шарьинская авиация - это еще одна сфера, без которой невозможно представить развитие нашего «медвежьего угла» в советские годы.
Только взгляните на карту - Шарьинский район находится на равном удалении от центров Костромской, Кировской, Нижегородской (Горьковской) области, зато связывают нас серые нити дорог. Но они появились не так давно, опытные шоферы вспоминают, какими замысловатыми маршрутами добирались до Костромы... Единственным скорым и прямым путем был воздушный.






Необычная экспозиция
Строчка песни «только самолетом можно долететь» до сих пор на слуху у боговаровцев, вохмичей... А вот юные шарьинцы-школьники не скрывают удивления: в Шарье был аэропорт и регулярно летали самолеты? Да, Шарья была важным центром авиасообщения. Именно об этом и повествует выставка, подготовленная работниками краеведческого музея при поддержке энтузиастов, особенную инициативу при этом проявил Сергей Николаевич Фокин.
На презентацию пригласили почетных гостей - руководство ОАО «Костромское авиапредприятие», главу администрации городского округа город Шарья И.Ю. Царицына и председателя городской Думы В.И. Груздева, ветеранов авиации.
Экспозиция, посвященная истории и развитию шарьинской авиации, по-настоящему интересна, каждый стенд богат памятными предметами, фотографиями, документами. Но на ее открытии взгляд прежде всего притягивали люди. Все они не просто живые свидетели возникновения и развития шарьинской авиации, а ее активные участники. Это жители Шарьи, Костромы, Павина, Москвы. Многие в девяностые годы нашли себе новое призвание, но небо... небо осталось в душе у каждого. Хотя разговоры все чаще сбиваются на давление, увы, собственное, к самолетам отношение не имеющее. Собрались они в краеведческом музее, словно выпускники, чтобы вспомнить самые яркие годы своей жизни. Так что впереди у шарьинских краеведов и любителей истории много работы, благодаря этой экспозиции приоткрыта еще одна страница истории нашего края и ждет своих исследователей.


Крылатые вехи
Пока же гости вспомнили, как развивалась шарьинская авиация с 30-х годов. «15 августа 1934 года в Шарью из Горького прилетел первый самолет. Он совершил посадку на посадочную площадку, сделанную на месте бывшего кладбища на северной окраине Шарьи» - сообщает стенд, рядом фотография знаменитого летчика Валерия Чкалова в окружении шарьинцев. Далее: «В 1956 году руководство Костромской области принимает решение по улучшению обслуживания пассажиров и расширению сети аэропортов МВЛ (местных воздушных линий). Для обслуживания восточных районов области четыре самолета «АН-2» и четыре «По-2» получили постоянную прописку в Шарье. Жители Павинского, Пыщугского, Вохомского, Боговаровского, Кологривского, Межевского, Мантуровского районов стали иметь возможность быстрого и надежного сообщения между собой, а также Костромой и другими районами области. Начались рейсовые полеты самолетов «АН-2» в Москву, Иваново, Горький, Вологодскую область». «К 1962 году в отряде уже 94 пилота. В летнюю пору приходилось перевозить по 1300-1400 пассажиров в день. Только Шарьинская эскадрилья перевозила в летние месяцы по 40 тысяч пассажиров, что на 10 тысяч больше, чем в аэропорту Горького. Командирами Шарьинской эскадрильи последовательно были Рогашёв Лемарэн Павлович, Мищенков Юрий Николаевич, Дьячков Олег Николаевич, Красногоров Николай Анатольевич». О первом командире Шарьинской авиаэскадрильи рассказала его дочь Марина Лемарэновна. Анатолий Николаевич Красногоров пошел по стопам своего отца Н.А. Красногорова, династию продолжает уже его сын.
Самолеты и вертолеты выполняли самые разные работы в народном хозяйстве: пожарная и санитарная авиация, доставка грузов и пассажиров и многое другое. Пилотам приходилось быть универсалами: подниматься на высоту, чтобы парашютисты могли совершить прыжок, уметь управлять крылатой машиной на предельно малой высоте, чтобы сбросить грузы.
Генеральный директор ОАО «Костромское авиапредприятие» Александр Алексеевич Лукин обратил внимание на фотографию самолета «АН-26». Он носит название «Шарья» в честь шарьинской эскадрильи. Это один из дальнобойных самолетов, который летает в Санкт-Петербург, Анапу, Казань.
С радостью посетители выставки находили на фотографиях знакомые лица, а в документах знакомые фамилии - те самые, что и у гостей музея. На черно-белых снимках, сделанных для удостоверений или на память, - отцы, деды, мужья. Целые семьи посвятили себя работе в аэропорту или авиаэскадрилье.






И на будущее
Больше говорили об отцах, о дедах, но во многих семьях уже гордятся сыновьями, которые продолжили летное дело. А вот маленький внук А.Н. Красногорова на традиционный вопрос взрослых: «Кем хочешь стать?» - с уверенностью отвечал: «Пилотом!». А потом будущий летчик указал на стенд со снимком самолета: «Это «АН-26»?» - «Да, «АН-26», - подтвердил дед.
Самолет с названием «Шарья», что распростер свое крыло над стендом, - это не красивая аллегория. Действительно, парит в российском небе такой самолет, в память о нашем глухом углу, которому десятилетия авиация давала жизнь.










Газета Ветлужский Край

UPD.
Я рассказывал про НЕБО малой Родины ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Tags: история авиации, новости авиации, шарья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments