Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Берт Рутан и его лекция в Москве.

Оригинал взят у pkk_avia в Берт Рутан и его лекция в Москве.
"М-да, кто бы мне сказал в 2005 году, что Берт Рутан будет выступать с лекцией в ДК завода ЗиЛ..." С такими словами встретил меня перед началом мероприятия Дмитрий Шаповалов, - наверное самый главный и самый последовательный продвигатель конструкций великого американца в нашей стране. И тем не менее - лекция по теме "Космические корабли: фантастика становится реальностью", место проведения - культурный центр ЗиЛ, начало 19.30, состоялась, она началась вовремя, на сцену просто и буднично, под запоздалые аплодисменты поднялся Берт Рутан, знаменитый конструктор необычных самолётов и не менее необычных суборбитальных кораблей и начал свой рассказ.





Хотя рассказом это назвать можно было только со второй половины лекции, когда Рутан, наконец-то завершил экскурс в историю развития мировой космонавтики, несколько скучный (для меня) и с откровенным американским креном, и перешёл к более интересным вещам, - к рассказу о своих работах, о собственных взглядах на будущее космических полётов, об организации работы по настоящему "прорывных" команд разработчиков, это было действительно интересно.

1. Большая часть лекции прошла в темноте, под слайды на экране. Снимать было непросто, я не великий портретист, но кое что получилось.


2. Видно было, что Рутан читает эту лекцию не в первый раз, на разные аудитории и опыта лектора ему не занимать.


3. Полный отчёт о показанных в тот вечер слайдах и общем содержании лекции можно найти в журнале Артёма Катранжи.


4. Мне же понравился вот этот слайд, где Рутан совместил времена наибольшего прорыва в развитии мировой авиации и космонавтики со своими детскими впечатлениями. Интересно, что в зале в это время находился Юрий Кузьмин, который уже много лет работает над всеобъемлющей базой данных мировой авиации, ему тоже показалось интересным вставить в свою базу подобные "личностные" совмещения :) Однако база Юрия намного более сложна и там возможны более комплексные аллюзии и сопоставления.


Мне лично более всего запал в душу вот этот фрагмент из лекции Рутана:
Я помню, как над нашим домом прошёл строй огромных B-36. И вот этот звук - шесть радиальных моторов, да ещё и в компании с толкающими винтами проникал глубоко в грудь. Если бы вы услышали - вы бы никогда не забыли бы его. "Сейчас таких не делают".
Удивительно, и в моём далёком уже детстве был подобный эпизод, - почти полдня, высоко в небе над деревней, в которой тогда жил маленький я, парами проходили на восток бомбардировщики Ту-95. Наверное летели на учения, звук их я тоже на всю жизнь запомнил.

5. После лекции начались "вопросы и ответы" здесь стало ещё интереснее, появилась возможность почти нормально поснимать.


6. Зрители.


7. Пресса и ВИП.


8.


9. Надо сказать, что на вопросы Рутан отвечал очень легко, чувствовалась подготовка лектора. Жаль, что только времени на эту часть мероприятия было выделено очень мало.


10. Вопрошающие.


11. Отвечающие.


12.


13.


14. Время лекции пролетело незаметно, - лёгкость общения, энергия, интерес к жизни - этому конечно надо поучиться у этого человека, так много всего сделавшему в этой жизни.


Представляется вполне уместным показать несколько фотографий самолётов Рутана, тем более, что повод для этого в этом году был. А о суборбитальных проектах я уже писал здесь и здесь.

15. В этом году в Ошкоше отмечали 40-летие первого полёта самолёта Vari-EZ, сконструированного Бертом Рутаном. Вместе с протокольными встречами и выступлениями конструктора над лётным полем, в рамках авиашоу был организован одновременный показательный полёт нескольких самолётов конструкции Рутана. Первыми, естественно взлетали Vari-EZ.


16. Самолёт необычного дизайна, полностью выполненный из композитов впервые полетел в мае 1975 года.


17. Более крупная, двухмоторная, пятиместная машина Model 74 Defiant впервые полетела 30 июня 1978 года.


18. Наиболее популярная из "уток" Рутана Model 61 Long-EZ впервые поднялась в воздух 12 июня 1979 года.


19. Самолёт, построенный по проекту Берта Рутана Beechcraft 2000 Starship I, выполнил первый полет 15 февраля 1986 года.


20. В воздухе этот самолёт действительно напоминает звёздный корабль.


21.


22. Model 81 Catbird - наверное менее всего известный аппарат из конструкций Рутана. Однако на нём было поставлено несколько рекордов скорости.


23. В 1994 году на Catbird были побиты два мировых рекорда - 29 января по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км без полезной нагрузки (в категории C-1b) - 401,46 км/ч (пилотировал Дик Рутан) и затем 2 марта (в категории C-1c) - 413,78 км/ч (пилот - Майк Мелвилл).


После этого Catbird хранился в ангаре фирмы Scaled Composites до апреля 2011 года. Затем трое энтузиастов восстановили самолет (регистрация N187RR ) и вновь подняли его в воздух 7 июля. В 2014 году на нем был побит мировой рекорд скорости (в категории C-1c ) по замкнутому маршруту протяженностью 5000 км без полезной нагрузки - 334,44 км/ч.

24. Model 202 Boomerang, необычная двухфюзеляжная, двухбалочная конструкция. Впервые самолёт полетел в 1993 году.


25.


26.


Такой получился фотоотчёт о лекции, плюс самолёты.



Tags: новости авиации
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Убийца Билли и царь Спарты

    Почти все самолёты американской "391st Expeditionary Fighter Squadron" имеют свои разрисованные носы. Этих двух я встретил на авиашоу Лондон (Канада)…

  • Светлячок, бросающий бомбы

    Fairey Firefly – двухместный палубный истребитель (штурмовик, разведчик) эпохи второй мировой. Был разработан и построен британской авиастроительной…

  • Мои кубинские рассветы

    Привет, друзья! Вернулся с Кубы, где грелся на солнышке и плескался в океане 14 дней. Вода была мутноватой, однообразие еды поднадоело, комната пахла…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments