Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Category:

Он поднялся чуть выше и сел там...(с) 30 лет со дня гибели летчика-испытателя А.В. Федотова

4 апреля 1984 года на самолете МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым погиб
Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов.




Герой Советского Союза (22.07.1966), заслуженный летчик-испытатель СССР (21.02.1969), генерал-майор авиации (02.1983), заслуженный тренер СССР (1976), мастер спорта международного класса (1975) Александр Васильевич Федотов родился 23 июня 1932 года в городе Сталинград (Волгоград).
В 1950 окончил Сталинградскую спецшколу ВВС.
В 1952 окончил АВВАКУЛ и был оставлен в училище летчиком-инструктором.

Экипаж лётчика-инструктора Роберта Мамкина. Во-втором ряду в центре курсант Александр Федотов:


Из воспоминаний лётчика-инструктора Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков подполковника в отставке Роберат Семёновича Мамкина:

"Я держу в руках только что прочитанную книгу военного журналиста, бывшего летчика-истребителя Станислава Грибанова. Книга называется “ Время лётчика Федотова” она вышла в Москве в 2004 году и посвящена выпускнику Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков Александру Васильевичу Федотову, известность и слава которого давно перешагнули границы нашей великой авиационной державы. Его имя стало символом мужества и высочайшего профессионализма. В авиационном мире лётчик А.В. Федотов по-праву считается одним из самых выдающихся пилотов 20 столетия.

Еще, будучи курсантом, в те самые годы, когда по неписаным мальчишеским законам нам всем суждено было “переболеть” любовью к авиации, услышал я одну, запавшую в память историю. На испытания новейшего истребителя в Англии был приглашён известный советский лётчик. После показательного полёта английский генерал поинтересовался у советского гостя, какое впечатление произвела на него боевая машина.

- Я лётчик – улыбнулся тот. О самолёте могу говорить, когда попробую его в деле. Если позволите, прошу 10 минут на ознакомление с системой управления.

- Вы берётесь взлететь через 10 минут на впервые увиденной машине – не скрывая своего удивления, переспросил английский генерал. Секундомеры в руках англичан щелчок за щелчком отсчитывают время. Семь, восемь, десять минут. Русский поднял руку над головой – знак, что известен лётчикам всего мира: “ Прошу взлёт ”.

Через минуту после того, как самолёт был уже в воздухе, к генералу подбежал представитель фирмы. – Как Вы могли позволить русскому полететь на секретном самолёте?

- Я был уверен, что он никогда не взлетит – сконфужено пожал тот плечами.

Та давняя история с советским пилотом вспомнилась не случайно. Ведь А.В. Федотов вполне мог быть на месте того самого советского пилота, сумевшего, подобно легендарному Левше “ укротить “ очередную “ аглицкую блоху “.

Сам факт этот в комментариях не нуждается, но вот обстоятельства, при которых я его вспомнил, заставили меня вернуться в своё далёкое прошлое, в пятидесятые годы уже ушедшего в историю 20 века. В то время я, лейтенант Роберт Мамкин служил в Армавирском военном авиационном училище лётчиком-инструктором, а курсант Саша Федотов был в моей лётной группе. Хорошо помню этого рослого, симпатичного юношу, помню, как мужал он от полёта к полёту, как одним из первых в моей группе вылетел самостоятельно на самолёте МиГ-15. После окончания училища он был оставлен в нём лётчиком-инструктором и в течение 5 лет уже сам учил курсантов".


В 1958 Александр Федотов окончил Школу летчиков-испытателей, в 1965 – МАИ.
С августа 1958 – на летно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна. С 1962 он – старший летчик-испытатель ОКБ, сменив на посту шеф-пилота фирмы Г.К.Мосолова. Поднял в небо и провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13) (октябрь 1959), Е-150 (8.07.1960), Е-8/2 (13.07.1962), Е-155Р (МиГ-25Р) (6.03.1964), МиГ-23 («23-11») (10.06.1967), МиГ-23С (28.05.1969), МиГ-25РУ (25.12.1969), МиГ-23М (июнь 1972), Е-155МП (МиГ-31) (16.09.1975), МиГ-29 («9-12») (6.10.1977).
Участвовал в испытаниях МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, Е-152А, СМ-12; провел испытания МиГ-23 на критических режимах полета. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей М=3.
Установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 рекорда – абсолютные).
28 апреля 1973 катапультировался из МиГ-23. 31 октября 1980 г при катапультировании из МиГ-29 Федотов получил травмы, лежал в госпитале. 21 июля 1983 г. он вновь катапультировался с самолета МиГ-23УБ на малой высоте и максимальной скорости.

Фото из архива К.К.Васильченко: с А.В.Федотовым и П.М Остапенко, тоже выпускником АВВАКУЛ


Из книги Токарева В.С.:"АЛЕКСАНДР ФЕДОТОВ – лучший в мире летчик второй половины ХХ века
(Заметки инженера-испытателя)"

"За 26 лет испытательной работы во второй половине ХХ века он дал «путевку в жизнь» прак-тически всем современным самолетам прославленного опытно-конструкторского бюро имени Артема Ивановича Микояна. Многие из этих самолетов или их модернизированные образцы и сейчас являются основой боевой мощи Военно-Воздушных Сил не только России, но и разных стран мира (Индии, Китая, Ливии, Сирии, Ирака и других).
Он установил 18 мировых авиационных рекордов скорости, высоты, скороподъемности, ряд из которых не превзойден до настоящего времени (по количеству мировых рекордов на сверх-звуковых самолетах с турбореактивными двигателями ему нет равных в мире). За выдающийся вклад в развитие авиации Международная авиационная Федерация (ФАИ) наградила его высшей наградой – Большой Золотой медалью. Он воспитал блистательную плеяду летчиков-испытателей ОКБ им. А.И.Микояна и серийных авиазаводов, которые прославили в последние 15 лет лучшие достижения отечественной науки и техники на всевозможных авиасалонах и по-казах от Ле Бурже (Париж), Фарнборо (Лондон) до Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмира-ты), Куаллы-Лумпура (Малайзия) и других.
При проведении летных испытаний и исследований Александр Васильевич проявлял высокое летное мастерство, хладнокровие, мужество, удивительную способность предвидеть развитие аварийной ситуации в воздухе, умение найти единственно правильный выход из нее. Это позволяло специалистам потом выявить причину отказов техники или условия попадания опытного самолета за пределы ограничений, установленных для него.
А.В. Федотов обладал глубокими инженерными знаниями, разработал ряд методов летных испытаний, сокративших сроки создания самолетов. Проводил большую работу в строевых час-тях ВВС и ПВО по передаче опыта при освоении ими новейших образцов авиатехники.
Убежден, что А.В. Федотов достоин написания целой книги о нем: вклад его в развитие авиации России огромен. О нем же написано очень мало, только отдельные статьи в некоторых газетах. Во многом это можно объяснить тем, что его работа была связана с опытной боевой техникой, имеющей, как известно, высокие грифы секретности. А между тем, он был интересной личностью, имел замечательные человеческие качества.
Был художником – любителем, работы которого ценили известные московские художники, коллекционировал записи Владимира Высоцкого, слыл завсегдатаем московских театров. Буду-чи инженером-механиком по второму диплому, любил повозиться со всякими «электронными премудростями», чтобы смонтировать их собственными руками в свой автомобиль «Волга».


После переучивания полков на Миг-23, полковник Федотов с группой конструкторов из ОКБ МиГ
летал по частям с целью получения информации от строевых летчиков по замечаниям для доработок самолета
Лодейное поле: К-н Яблонцев, к-н Копан, п\п-к Костиневич, п-к Федотов, п\п-к Минаков, п-к Адамайтис,
к-н Телин, к-н Шекуров, м-р Гегомян, п-к Школин, м-р Сухинин, к-н Сафаев. (Архив АВВАКУЛ)


"Небольшое перечисление некоторых испытаний, в которых он участвовал, говорит даже не специалисту в авиации о многообразии тематики, а значит о всесторонности познаний и подготовки его как летчика-испытателя:
• определение характеристик штопора на разных типах самолетов ОКБ;
• определение психофизиологических возможностей летчика на различных режимах управления при выполнении перехватов ночью;
• испытания систем жизнеобеспечения летчика в разгерметизированной кабине на больших высотах;
• испытания опытных самолетов на прочность, устойчивость и управляемость на пре-дельных режимах полета.


После полета.
М-р Гегомян, п\п-к Минаков, п\п-к Костиневич, п-к Федотов, к-н Яблонцев, п-к Адамайтис, к-н Копан.
(Архив АВВАКУЛ)


...4 апреля 1984 г. А.В.Федотов и В.С.Зайцев выполняли полет на отработку топливной системы МиГ-31 №202. Для точности эксперимента измерительная часть топливомера была отключена. При разгоне на заданную скорость (М=2,5 H=20 км) преждевременно сработала сигнализация выработки одной группы баков, затем – другой. При подходе к аэродрому загорелись лампочки выработки всех баков. Стрелка расходомера скакнула на «0»;. Тут же загорелась лампочка аварийного остатка. На самом же деле топлива оставалось около 12,5 т.
Федотов принимает решение садиться с ходу. Он сделал вираж для захода на посадку по крутой глиссаде, готовясь к посадке без двигателей и вышел крутой «спиралью»; на дальний привод. Предполагая, что самолет пустой вследствие утечки топлива, он энергично довернул на посадочный курс.
И неожиданно попал в режим сваливания.
МиГ-31 с полными баками падал почти в отвесном пикировании.
Федотов попытался катапультироваться, когда самолет уже столкнулся землей…

...Александр Васильевич Федотов жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в городе Жуковский, на Быковском кладбище.
Его высотный костюм хранится в музее АВВАКУЛ
Его именем названа Школа летчиков-испытателей и улица в городе Жуковский.
Лауреат Ленинской премии (1981). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, медалями. Удостоен Золотой медали ФАИ (1974) и 3 медалей де Лаво (1961, 1973, 1977)

По материалам сайта testpilot.ru, avvakul.ru, воспоминаниям Мамкина Р.С. и Токарева В.С.



Светлая память великому лётчику-испытателю...

Рекомендую посмотреть замечательный фильм студии "Крылья России", посвященный А.В. Федотову.
Это наша история и нам есть чем гордиться.





Tags: аввакул, авиация, чтобы помнили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments