Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Categories:

CF-105 Avro Arrow - потерянная мечта Канады

Силуэт этого самолёта можно видеть на стенах домов, почтовых марках, плакатах - везде, где показываются основные достижения Канады. О нем складываются легенды, создаются фильмы, пишутся книги.
И это действительно было грандиозное создание тех времен.


Эта фотография сделана мной в 2011 году в музее авиации Торонто. По ней можно судить о размерах перехватчика. Самолёт не оригинальный, а воссозданный волонтерами-ветеранами авиации Торонто.


Этот самолёт Канадского авиапрома имеет свою историю любви и тайну убийства.






"Avro Arrow" - глянцево-белый реактивный перехватчик был разработан в провинции Онтарио в 1950-х годах.
Он мог бы стать самым быстрым самолетом в мире и, как считали разработчики, лучшей защитой от советских бомбардировщиков.
Этот истребитель мог бы продвинуть Канаду в первые ряды авиационных держав.
Но вместо этого, он стал кучей металлолома, стоимостью $400 миллионов, и легендой.




История

В конце Второй мировой войны Канада являлась одной из крупнейших промышленных стран.
Королевские канадские военно-воздушные силы (RCAF) являлись третьими по величине в мире, и производитель самолетов "A.V. Roe Canada Ltd" создал один из лучших бомбардировщиков войны .
В 1949 году компания разрабатывает бизнес джет, но Корейская война поворачиает её к производству боевых самолетов.

RCAF хотели получить самолёт, который бы защитил Канадскую Арктику от новых советских бомбардировщиков.
Они изучили все самолеты, которые были доступны в то время , в том числе и McDonnell F-101 Voodoo, но отвергли их.
В апреле 1953 года Канадские ВВС объявили конкурс на разработку сверхзвукового двухдвигательного, двухместного перехватчика с дальностью 1100 км и максимальной скоростью больше, чем 1.5 М.
Контракт был заключен с Avro в декабре 1953 года.

Канадская государственная компания "Victory Aircraft" в Malton была куплена британской "Hawker Siddeley" и переименована в "A.V. Roe Canada Ltd", затем стала "Avro Canada Ltd."

Разработки "Avro" начались с проектирования CF- 100 "Canuck" в 1946 году.
Первый самолет поднялся в воздух в январе 1950 года. Это был единственный канадский боевой самолет, когда-либо построенный . Всего в период 1950-1958гг было создано почти 700 этих машин, из них на вооружении Бельгии стояли 53 CF- 100s.




После четырех лет работы 14-ти тысяч человек, первый Avro Arrow был выкачен из ангара завода в Malton 4 октября 1957 года.
Огромная толпа людей высыпала, чтобы полюбоваться этим чудом...
Но день показа был выбран крайне неудачно - Советский Союз запускает космический спутник.
Это отвлекло внимание некоторых канадцев и побудило на переосмысление концепции стратегической обороны страны.




Спутник-1 был первым в мире искусственным спутником Земли . Он был размером с баскетбольный мяч и весил 83 килограмма. И, хотя в то время спутник мог делать только звуковой сигнал, он поймал Запад врасплох. Многие опасались, что Советы могли использовать эту технологию ракеты для запуска баллистических ракет с ядерным оружием из Европы в Северную Америку.
Спутник начал космическую гонку и непосредственно привел к созданию американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

На открытии "Стрелы" , министр обороны George Pearkes сказал, что "хотя мы вступаем в ракетную эру, эпоха пилотируемых летательных аппаратов не закончена. Самолеты и ракеты дополняют друг друга , но самолеты имеют преимущество - в отличии от ракет они могут вернуться.
Позже , Pearkes сыграл важную роль в отмене программы Arrow.




В 9.52 утра, 25 марта 1958 года Arrow RL-201 своим рёвом рвёт небо Малтона, выполняя свой первый испытательный полёт.
Весь персонал завода с придыханием следит за полетом белой стрелы.
Через 35 минут самолёт приземляется, выпускает тормозной парашют и останавливается.
Летчика - испытателя Януша Zurakowski встречали как героя, который между делом сетует, что в кабине нет часов.

Два самолета сопровождали Arrow RL-201: Jack Woodman на F-86 Sabre и Wladek "Spud" Potocki на CF- 100 с фотографом на борту .
Zurakowski и Potocki - польские пилоты, летавшие в Королевских ВВС до иммиграции в Канаду.



При последующих испытательных полетах , "Стрелка" на высоте 15240 метров достигла скорости Маха 1,98 ( более 2000 километров в час, почти в два раза превысив скорость звука).
В 1958 году было совершено 57 испытательных полетов Arrow с налётом 61 час .

Все пять первых Arrow использовали двигатели Pratt & Whitney J75 .
Затем более мощные двигатели PS-13 будут установлены на "Arrow Mark 2", начиная с RL- 206.
Тогда Avro Arrow побил все мировые рекорды скорости.

У самолета был шанс стать самым быстрым на планете.
Но в это время США создали ракету Bomarc и над Arrows сгустились тучи...



В 1957 году премьер-министр Канады John Diefenbaker согласился присоединиться к системе ПВО США в системе NORAD.
NORAD сосредоточился на реализации двух новых систем вооружения , ракет Bomarc и системах наблюдения и контроля за воздушно-космической обстановкой.
Bomarc - ракета земля-воздух с дальностью пуска 640 километров .
В сентябре 1958 , Diefenbaker объявил, что две эскадрильи зенитных ракет Bomarc-B, будут размещены
в Канаде на North Bay, Онтарио и La Macaza, Quebec.



Программа Avro Arrow становится все более дорогой, и "съедает" большую часть оборонного бюджета Канады. Avro постоянно обращается к правительству за бОльшим количеством денег.
Правительство сомневается в возможности одновременно финансировать американские ракеты "Bomarc" и своё детище - перехватчик Arrow.


20 февраля 1959 года становится "черной пятницей" для канадской авиационной промышленности.
Премьер-министр Diefenbaker, стоя перед Палатой общин, делает неожиданное заявление о немедленном прекращении программы Avro Arrow.

Тем не менее программа Avro Arrow обходилась дешевле, чем приобретение Bomarc и перехватчиков F -101 Voodoo из Соединенных Штатов .

(Voodoo будут заменены на MacDonnell-Douglas CF-18 Hornet, которые на вооружении и сегодня.
С 1982 по 1988 канадское правительство приобрело 138 Hornet из США за $ 5,2 миллиарда).


Канада и Соединенные Штаты вели жаркие дебаты по развертыванию ядерного оружия в Канаде.
Президент США Джон Ф. Кеннеди потребовал от Канады принять атомные боеголовки Bomarc.
Они были поставлены 31 декабря 1963 года и оставались на вооружении до 1969 года.

Bomarc и SAGE оказались неэффективными системами и вскоре были прекращены в Канаде и США.
Обе канадские эскадрильи Bomarc были расформированы 7 апреля 1972 года и ракеты возвращены в штаты.




В полдень 20 февраля 1959 года Министерство обороны сообщило руководству Avro, что программа отменена и все работы по проектам должны прекратиться в этот же день.
В 4:00 вечера было объявлено по заводскому громкоговорителю, что все сотрудники уволены.
Шок. Неверие. Гнев. Отчаяние. Такова реакция 14525 работников Avro, оказавшихся безработными в массовом порядке в Черную пятницу.
(На момент отмены Arrow, завод был третьей по величине корпорацией в Канаде).

К ужасу сотрудников Avro , пришел приказ Министерства обороны, о необходимости стереть все следы перехватчика.
Полностью готовые самолеты и те, что в производстве, рубят на куски. Уничтожают чертежи, фотографии, фильмы, инструменты, производственную линию.
Остатки могучих крыльев продаются в Гамильтон на переплавку, чтобы сделать из них кастрюли и сковородки.


.......
Вице-президент Jim Floyd пытался сотрудничать с Lockheed и Boeing, надеясь, что они в конечном счете могут вернуться к Avro. Но этого не случилось, Флойд вернулся в Великобританию, чтобы работать над сверхзвуковыми транспортными самолетами, которые привели к Конкорду.

Начальник дизайнерской команды Avro Джим Чемберлена стал ключевой фигурой дизайна капсулы Mercury (НАСА).

Президент Avro Кроуфорд Гордон, который в свое время получал зарплату больше, чем президент США , был уволен после отмены программы.
Он работал в Монреале в течение некоторого времени, разбазарив состояние в $ 3 млн и умер бедным в Нью-Йорке в январе 1967 года. Друзья говорят, что он выпил себя до смерти.




Некоторые части проекта Arrow выжили и могут быть увидены в музеях Канады.
Многие небольшие кусочки были тайно вывезены сотрудниками .
Национальный музей авиации в Оттаве хранит нос, кабину и шасси от RL- 206, пару крыльев, и двигатель.

Летно-технические характеристики:

Экипаж: 2 человека
Длина: 23,71 м
Размах крыла: 15,24 м
Высота: 6,25 м
Площадь крыла: 113,8 м²
Масса пустого: 22 245 кг
Масса снаряжённого: 25 820 кг
Максимальная взлётная масса: 31 120 кг
Силовая установка: 2 × ТРДДФ Pratt Whitney J75
Бесфорсажная тяга: 2 × 6,25 т
Форсажная тяга: 2 × 11,75 т

Максимальная скорость: 2 104 км/ч
Крейсерская скорость: 977 км/ч
Боевой радиус: 660 км
Практический потолок: 16 150 м
Вооружение:
Управляемые ракеты: AIM-4 Falcon, Canadair, AIR-2 Genie (ядерная боеголовка)



По материалам сайта members.shaw.ca

Tags: cf-105 avro arrow, история авиации, история канады
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments