Valery Shatrov (shvp) wrote,
Valery Shatrov
shvp

Эрик Браун, самый невероятный летчик-испытатель Британии (с)



Он освоил большее количество типов летательных аппаратов, чем кто-либо другой в истории и стал первым летчиком, посадившим реактивный самолет на палубу авианосца.


Из-за небольшого роста коллеги дали Эрику Брауну прозвище "Винкл" (береговичок, литорина, вид прибрежного моллюска – прим. переводчика).
Но летной карьере Брауна, который скончался в конце февраля в возрасте 97 лет после непродолжительной болезни, позавидовал бы любой.
Браун успел полетать на 487 различных типах самолетов и вертолетов, причем на многих из них - в роли летчика-испытателя, зачастую рискуя жизнью.

За годы летной службы в рядах Воздушных сил [военно-морского] флота Великобритании Брауну был присвоен ряд наград, включая некоторые из наиболее высоких - крест "За выдающиеся заслуги" и крест Военно-воздушных сил.
Браун вписал свое имя в Книгу рекордов Гиннесса по количеству посадок на авианосцы (2407), и этот рекорд до сих пор никто не смог побить
Вся его жизнь была примером бесстрашия и молниеносной реакции.
Керсти Янг, ведущая Радио 4 Би-би-си, гостем программы которой был однажды Браун, отозвалась о нем так: "После прочтения его биографии Джеймс Бонд покажется лежебокой".
Представляем вашему вниманию семь наиболее ярких моментов биографии выдающегося авиатора Эрика Брауна.

1. Совершил первую в мире посадку реактивного самолета на авианосец

Посадить самолет на авианосец чрезвычайно трудно, поскольку размеры полетной палубы очень малы, а в открытом море нет достоверных ориентиров для определения текущей высоты и расстояния до полосы.
Браун стал первым в мире летчиком, совершившим такую посадку на реактивном самолете - 3 декабря 1945 года он приземлился на истребителе De Havilland Sea Vampire британского производства на палубу авианосца HMS Ocean.

Сейчас тот самолет хранится в музее авиации Королевского ВМФ на базе Йовилтон, что на западе Англии.
Браун вписал свое имя в Книгу рекордов Гиннесса по количеству посадок на авианосцы (2407), и этот рекорд до сих пор никто не смог побить.



2. Испытывал экспериментальные самолеты нацистской Германии

В ходе Второй мировой войны нацистская Германия разработала ряд экспериментальных самолетов, включая несколько реактивных и один ракетный. (Реактивные двигатели получают кислород, необходимый для поддержания процесса горения топлива, из забортного воздуха, в то время как для работы ракетных необходим запас кислорода на борту.)
Браун был одним из немногих иностранных летчиков, принимавших участие в масштабных испытаниях захваченной союзниками немецкой авиационной техники, в том числе истребителя-перехватчика Messerschmitt Me.163 Komet - единственного в мире ракетного самолета, когда-либо поступавшего в строевые части.



Браун также испытывал все три модели реактивных боевых самолетов нацистской Германии, и описывал их характеристики. Так, о миниатюрном деревянном Heinkel He 162 он впоследствии отозвался как о "первоклассной боевой машине".

3. Остался в живых после торпедной атаки

Браун проходил службу в составе отдельной группы 802-й истребительной эскадрильи на британском эскортном авианосце HMS Audacity.
Он был на борту 21 декабря 1941 г., когда корабль подвергся торпедной атаке немецкой подлодки и затонул.
Браун оказался одним из двух спасшихся летчиков - как вспоминал он сам, исключительно благодаря тому, что в их распоряжении были американские надувные спасательные жилеты, неофициально известные под названием Mae West.
Остальные летчики эскадрильи, вынужденные довольствоваться более примитивными средствами спасения, погибли от переохлаждения в холодных водах Атлантики.
Служба Брауна на Audacity стала одной из причин его последующего награждения крестом "За выдающиеся заслуги".

4. Допрашивал Геринга и Гиммлера

В 1938-1939 гг. Браун был студентом по обмену в немецкой частной школе Schule Schloss Salem, где отлично выучил немецкий язык.
Однажды утром его разбудили и сообщили, что две страны находятся в состоянии войны. СС тут же арестовало Брауна и держало в заключении на протяжении трех дней, после чего его отвезли к швейцарской границе и отпустили.
Добравшись до Британии, молодой человек поступил на военную службу.
Впоследствии Брауну довелось выполнять роль переводчика на допросах высокопоставленных нацистских военных преступников, включая рейхсминистра внутренних дел Генриха Гиммлера, верховного главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга, а также Йозефа Крамера, коменданта концентрационного лагеря Берген-Бельзен.
Геринг показался Брауну "весьма харизматичной" личностью, а вот о Крамере и его помощнице Ирме Грезе он высказался однозначно: "Трудно представить себе более омерзительных существ".

5. Совершил перелет на новом вертолете, просто прочитав инструкцию по эксплуатации

В 1945 г. Брауну с коллегой Энтони Мартиндейлом поставили задачу доставить два новых американских вертолета Sikorsky R-4B с базы Королевских ВВС Спеке, куда машины перебросили из США, на базу Фарнборо.
Ни тот, ни другой никогда ранее не пилотировали данный тип вертолетов. Когда они прибыли в Спеке, американский офицер просто вручил им руководство по летной эксплуатации машины и заявил: "Вот ваш инструктор".
Летчики ознакомились с документацией и для начала опробовали R-4B в пределах аэродрома.



В конечном счете они решили, что пора возвращаться в Фарнборо - опрокинули по стаканчику горячительного для храбрости и взлетели, каждый в своем вертолете.
"Не знаю, как нам удалось добраться до базы", - впоследствии вспоминал Браун.

6. Предпочитал "небесный Феррари"

Эрик Браун летал на огромном количестве разнообразных типов самолетов и вертолетов, однако у него были два излюбленных летательных аппарата.
Из поршневых машин Браун предпочитал De Havilland Hornet ("небесный "Феррари", как он окрестил этот двухдвигательный британский истребитель), который, по его словам, обладал чрезвычайно высокой тяговооруженностью.
Что же касается реактивных самолетов, Брауну особенно нравился американский истребитель времен холодной войны F-86 Sabre Model E, который, по его словам, отличала "превосходная управляемость".



F-86E был снабжен цельноповоротным хвостовым стабилизатором, что позволяло летчику выполнять маневры на больших скоростях.

7. Ездил на мотоцикле со львом по отвесной стене

Еще будучи студентом Эдинбургского университета, Браун, чтобы свести концы с концами, подрабатывал трюкачом-мотоциклистом.
Одним из наиболее зрелищных его трюков, известным как "стена смерти", была езда по вертикальной стене - причем с живым львом в коляске.
Любопытно, что, несмотря на, казалось бы, более впечатляющие достижения, такие как бесчисленные посадки самолетов на авианосцы и испытания экспериментального ракетного истребителя, сразу после смерти Брауна "Твиттер" был заполнен фотографиями мотоциклистов, наматывающих круги по отвесной стенке в компании со львами.

Крис Баранюк
BBC Future


Tags: история авиации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments